Двадцать лет — двадцать лет! — назад вышел альбом XTRMNTR, один из лучших альбомов в принципе.
В том, что Primal Scream бахнули эту пластинку в самом начале 2000 года, есть своя логика — это действительно в некотором смысле конец одной эпохи и начало совсем другой. 90-е Primal Scream, как и многие другие, провели в основном в погоне за творческой передачей эффектов разных наркотиков — и преуспели в этом едва ли не больше всех других, зафиксировав гимны рейву и экстази на эпохальном альбоме Screamadelica. (Не имею никакого наркотического опыта, но не раз встречался со свидетельствами, что Higher than the Sun — возможно, лучшая передача опыта прихода экстази, переданная в звуке). XTRMNTR с порога 2000-го сигнализировал — время гедонизма закончилось, пришла пора действовать.
В каком-то смысле на этом альбоме Primal Scream делают апдейт музыке протеста под реалии нового века. Причём это не совсем привычный протест в 60-тническом смысле (чтобы никто не принял его за оный, Primal Scream предупредительно заходят с номера под дружелюбным названием Kill All Hippies) — это не про риторику, тем более что Бобби Гиллеспи никогда не был особенно сильным текстовиком; лучший комплимент, что можно было выписать его текстам — что он клёво продолжает дело Берроуза с его кат-ап-ом. Ну, и попробуйте найти другого автора, который может пристроить слово syphilitic в две песни подряд, ага. Протест Primal Scream — он именно в звуке, в том, как группа игнорирует всяческие правила записи альбома и выходит при этом абсолютным победителем. Что они вообще играют, на самом деле? XTRMNTR — это рок, это даб, это техно, это электроника, это хип-хоп, это Майлз Дэвис электро-фанкового периода, это невообразимое хрен знает что, в которое превращает Кевин Шилдс свою версию If They Move, Kill’Em. Это всё самое классное, что есть в современной моменту (и не только) музыке, собранное в кучу и запущенное в космос силой чистой праведной ярости.
Primal Scream было так же начихать и на правила работы над альбомом. Когда нужно, они могли действовать и как поп-группа, отдавая разные треки с альбома в работу разным продюсерам (над альбомом работали Дэвид Холмс, Джагз Кунер, Дэн «Автоматор» Накамура, The Chemical Brothers и другие интересные люди), и как хип-хоп группа, приглашая разных гостей на разные треки (тут играют Кевин Шилдс из My Bloody Valentine и Бернард Самнер из New Order). Но альбом при этом не разваливается на части, это не набор авторских выходов разных людей с разными почерками, это цельное творческое высказывание, которое крепко держится на рельсах басовых партий Гэри «Мани» Мунфилда, одного из двух главных героев этого альбома. Второй главный герой — это не Гиллеспи и вообще не человек; это шум, пропитавший собой все до единого треки, этот звук неумолимого закипания, который упрятан практически в каждый трек, настойчивое гудение или жужжание или писк, которое словно символизирует твою внутричерепную температуру, подкатывающую к состоянию неумолимого взрыва, свист твоей закипающей крови в ушах.
Да, XTRMNTR — это, конечно, саунд; но это, конечно, не только саунд. Это саунд плюс исполнение, это музыканты в огне. Это абсолютный венец карьеры Гиллеспи-рэпера (записывайте: fucked up, you're a sick, fuck, fuck, fuck, fuck, fuck, fuck, fuck, fuck, fuck, fuck, fuck, fuck, sick, sick, sick, sick, sick, sick, sick, fuck, fuck, sick, fuck, fuck, sick, fuck, fuck, sick, fuck, fuck, sick, fuck, fuck, sick, fuck, fuck, sick, fuck, fuck, sick, fuck, fuck, sick, fuck, fuck). Это Кевин Шилдс, изобретающий в своём миксе музыкальные стили, до которых никто не додумался до сих пор. Это Бернард Самнер, выходящий под занавес в роли рассвета с лучшей гитарной партией своей жизни в «Shoot Speed/Kill Light». Это, в конце концов, будущее — будущее айпода и шаффла, будущее Gorillaz (привет, Дэн Автоматор!) и LCD Soundsystem. В расширенном издании в альбом был добавлен кавер на песню с пророческим названием «I’m 5 Years Ahead of My Time», но знаете, что? В жопу пять лет — я слушаю XTRMNTR двадцать лет спустя, and it still sounds like Right. Fucking. NOW.